Дилерский холдинг АВТОВАЗа будет создан в этом году

05.05.2008 8:24

Решение о создании на базе ОАО «Лада-Сервис» дилерского холдинга было принято советом директоров АВТОВАЗа в ноябре прошлого года. Вслед за этим на баланс компании были переданы акции 87 предприятий вазовской сервисно-сбытовой сети, находящихся на территории России, а также двух страховых компаний — ЗАО «Асоль» и ОАО «Астро-Волга». Удалось ли за счет создания такого холдинга повысить эффективность работы сбытовой сети АВТОВАЗа и как планируется развивать данную структуру в дальнейшем, «Ъ» рассказал вице-президент по корпоративному управлению ОАО «Лада-Сервис» Александр Новиков.

- Какие задачи ставил совет директоров АВТОВАЗа, принимая решение о создании на базе ОАО «Лада-Сервис» крупного сбытового холдинга? Что дал этот шаг самому автозаводу и его дилерам?
— Тема объединения дочерних предприятий дилерской сети АВТОВАЗа давно обсуждалась на предприятии и для этого был целый ряд причин. Во-первых, дочерняя вазовская сеть уже не отвечала современным требованиям, предъявляемым самим рынком. В первую очередь, потому, что давно не проводились масштабные инвестиции в ее развитие. Во-вторых, рентабельность бизнеса постепенно снижалась, тогда как конкуренция с каждым днем становилась все более серьезной. Таким образом, вопрос, как говорится, назрел, и принимая решение о создании сбытового холдинга, члены Совета директоров делали основной акцент на том, что укрупнение сервисно-сбытовой структуры дает возможность выстраивать экономически эффективную логистическую цепочку. Мы получаем возможность на более выгодных условиях закупать запчасти и оборудование, а также договариваться с банками и страховыми компаниями по поводу оказания услуг нашим дилерским центрам. То есть речь идет о существенном увеличении эффективности деятельности предприятия. Собственно говоря, в этом и состояла главная задача объединения.

- Когда будет закончена передача акций дилерских предприятий в «Лада-Сервисе»?
— Мы планируем завершить все процессы к концу текущего года. Это достаточно длительная правовая процедура, требующая прохождения массы формальных процедур, связанных с регистрацией дополнительного выпуска акций, получения разрешения антимонопольных органов и т.д.

- Как отразится на продажах автомобилей объединение дочерних дилеров? Какие задачи ставит перед собой «Лада-Сервис», и какие изменения уже претерпела сервисно-сбытовая структура АВТОВАЗа?
— Здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что «Лада-Сервис» не подменяет собой всю сбытовую структуру завода, в которую входит порядка 450 дилеров. Кроме того, речь не идет об увеличении или уменьшении объемов продаж, потому что сбыт целиком и полностью зависит от объемов производства. Мы говорим о том, что «Лада-Сервис» будет реализовывать порядка 20-25% автомобилей, производимых АВТОВАЗом, на российском розничном рынке. Подчеркиваю, что речь идет именно о розничных продажах. Сегодня главная задача, стоящая перед нами,- улучшить экономическую эффективность дочерних дилерских центров, а для этого, в первую очередь, необходимо оказывать более качественные услуги потребителю.

- Недавно было подписано генеральное соглашение между АВТОВАЗом и Сбербанком. Председатель правления банка Герман Греф заявил, что в рамках соглашения будут разработаны, в том числе, новые программы автокредитования. На чем будет сделан акцент в этой работе?
— Мы считаем, что Сбербанк может предоставить очень конкурентный продукт. Кроме этого, у Сбербанка отлично развита филиальная сеть. Учитывая, что сервисно-сбытовая сеть АВТОВАЗа также представлена во всех регионах, думаю, что сотрудничество станет взаимовыгодным. Думаю, в дальнейшем будут успешно развиваться фирменные продукты, которые станут четко ассоциироваться с дилерской сетью АВТОВАЗа.

- Кто будет заниматься продвижением брэнда Lada после вывода дочерней дилерской сети в отдельную структуру?
— Это полностью прерогатива производителя, то есть АВТОВАЗа. Однако отмечу, что любое дилерское предприятие косвенно участвует в развитии брэнда за счет предоставления качественных услуг потребителю, а также в финансовом плане.

- С какими еше банками сегодня сотрудничает АВТОВАЗ по предоставлению потребителям кредитов на покупку автомобилей?
— С нами работает целый ряд крупных банков — Автомобильный банкирский дом, Новикомбанк, Внешторгбанк. Они предоставляют довольно широкий спектр банковских продуктов, потребитель может выбрать любой, который для него является оптимальным.

- За последние годы на российском рынке довольно значительно увеличились объемы продаж автомобилей иностранного производства в ценовом диапазоне автомобилей Lada. Как это сказывается на продажах Волжского автозавода и сможет ли его продукция на равных конкурировать с автомобилями иностранных автоконцернов?
— В абсолютных цифрах в этом году продажи АВТОВАЗа, несомненно, будут больше продаж иномарок. Спрос на автомобили производства АВТОВАЗа в этом году выше, чем в прошлом, и результаты первого квартала это подтверждают. Немалую роль в этом играет повышение платежеспособности населения и более активная позиция АВТОВАЗа в плане продвижения своих автомобилей. Также чувствуется более продуманный подход к продуктовой линейке. Скажу больше, сегодня мы работаем в условиях жесточайшего дефицита. Спрос на автомобили Lada пока не удовлетворяется, и в ближайшее время он будет только расти.

- А почему схема trade-in, получившая широкое применение за рубежом, слабо развивается в России?
— На сегодняшний день в стране существует масса законодательных ограничений по trade- in. Поскольку автомобиль приобретается у физического лица, юридическое лицо, по закону, не может возмещать ему НДС. Соответственно, та сумма НДС, которая возникает, сразу подлежит уплате. Естественно такая форма отношений для юридического лица не выгодна. Это приводит к сдерживанию вторичных продаж. Сегодня государство планирует решить этот вопрос законодательно. Если соответствующие поправки утвердят, это станет очень мощным толчком к развитию trade- in в России. Хочу заметить, что в международной практике 50% продаваемых автомобилей в автосалоне — это вторичный рынок.

- В чем причина не очень высоких продаж подержанных автомобилей в салонах?
— Если говорить об основных продажах, то нужно отметить увеличение продаж автомобилей в кредит. В соотношении эта цифра составляет 40-45%, при этом доля кредитных машин постоянно растет. Что касается вторичного рынка, существующая схема продаж подержанных автомобилей не позволяет в нормальном режиме привлекать под них банковские и страховые продукты. Сегодня у банков существуют жесткие ограничения, к примеру, по срокам эксплуатации подержанного автомобиля и многое другое. Все это значительно сдерживает продажи на вторичном рынке.

- С учетом появления у АВТОВАЗа стратегического партнера в лице французского Renault и совместного производства новой линейки автомобилей ожидается ли строительство специализированных центров либо переоборудование старых? Или новые автомобили будут представлены на одной площадке с теми, которые уже производятся?
— Опять же, это исключительно политика производителя. До нас никакой информации по изменению формата реализации и условий дилерских соглашений не доводили. Поэтому пока никаких мероприятий по изменению форм продаж и расширению площадей мы не планируем. На сегодняшний день подразумевается продажа автомобилей только под монобрэндом Lada.

- 6 марта на заседании совета директоров «Лада-Сервиса» был принят пилотный проект системы управления дилерскими предприятиями (DMS). Что именно подразумевает эта система?
— Это система комплексного управления дилерским предприятием. Она включает в себя учет закупок автомобилей, их реализации, работу с клиентом, а также блок учета автомобилей и запасных частей на складе. Внедрение новой системы делается для того, чтобы все предприятия работали в единой информационной среде. Это достаточно серьезно повышает внутреннюю эффективность работы дилерского центра, а поскольку многие процессы будут автоматизированы, сократятся временные показатели по тем или иным операциям. Кроме того, вся внутренняя информация будет консолидирована, что позволит осуществлять оперативный учет и контроль по всему холдингу.

- Система оплаты труда персонала «Лада-Сервиса» будет такая же, как на АВТОВАЗе?
— Наша дилерская сеть охватывает всю страну, поэтому зарплата в том или ином регионе будет соответствовать региональному рынку труда. Люди должны хотеть работать в наших центрах, соответственно мы должны быть конкурентоспособными в области оплаты труда и предоставления социальных гарантий. Замечу, что система вазовского техобслуживания является кузницей кадров для всех дилерских центров, работающих в России. Других возможностей получения подобных профессиональных навыков до определенного момента в стране просто не было.

- На днях в СМИ появилась информация о том, что один из автодилеров — «Фаворит-Моторс», — кредитовавший открытие одного из дилерских центров Волжского автозавода — «АвтоВАЗ-Люблино», — требует в арбитражном суде признать компанию банкротом за якобы непогашение кредита в размере 52 млн рублей. Эксперты посчитали, что тяжбы могут серьезно затянуть процесс объединения дилеров. По вашему мнению, появление такого иска действительно угрожает планам АВТОВАЗа?
— Начну с комментария ситуации вокруг «АвтоВАЗ-Люблино». Эта компания входит в структуру «Лада-Сервиса», но «Фаворит-Моторс» никогда не предъявлял иск этому дилеру. Есть иск ООО «Авто-Полюс» к «АвтоВАЗ-Люблино». По нему в настоящее время действительно идет разбирательство в арбитражном суде. Сразу подчеркну, что мы с позицией истца категорически не согласны и настаиваем на признании данной сделки фиктивной. Для нас очевидно, что в данном случае была запущена обычная мошенническая схема по созданию фиктивной кредиторской задолженности. Могу сказать, что во всей этой истории имело место злоупотребление бывшим руководством «АвтоВАЗ-Люблино», которое сегодня входит в число учредителей «Авто-Полюса». Договоры, представленные истцом в суде, были заключены с фиктивными юридическими лицами. По данному факту сегодня уже возбуждено уголовное дело.
Что же касается самого вопроса, то делать выводы на основании одного иска о том, что это может затянуть процесс создания холдинга, по меньшей мере, странно. Напротив, ситуация вокруг «АвтоВАЗ-Люблино» лишний раз доказывает необходимость создания холдинга. Конечно, сложности есть. Объединение такого количества прежде разрозненных дилерских центров — беспрецедентная на российском рынке задача, реализация которой не может проходить стопроцентно гладко. Возникающие трудности и проблемы изначально прогнозировались и не являются неожиданностью для руководства холдинга. Это никак не влияет на процесс объединения дочерних дилеров и создания холдинга «Лада-Сервис». Этот процесс уже запущен и ничто не может его остановить.

- Существуют ли аналогичные проблемы с другими дилерами, ведь, как известно, большинство из автоцентров строились на кредитные деньги?
— Во-первых, это не так, потому что большинство наших центров строилось в 1970-80-е годы. В тех случаях, когда строительство автосалонов происходило в недалеком прошлом — это была либо реконструкция существующих зданий, либо пристройка шоу-румов. Все средства, которые были затрачены на эти работы, были учтены еще на стадии бизнес-планирования деятельности предприятий. В основном, финансирование осуществлялось за счет текущей деятельности дилеров, а там, где деньги привлекались, в большинстве случаев кредиты уже погашены. Однако надо признать, что ряд директоров дочерних дилеров чувствовали себя слишком самостоятельно и вольготно. Были и несанкционированные продажи имущества, и фиктивные кредиторские задолженности. Все это выяснилось в ходе аудита, который мы вели на протяжении нескольких месяцев. В результате этих проверок часть директоров со своих должностей были сняты. Но сразу отмечу, что речь не идет о массовых увольнениях. Было снято, по-моему, пять директоров.
Консолидация всех активов — в абсолютном большинстве случаев, скорее, техническая процедура, что и подтверждается практикой. Проблемы носят единичный характер, а не массовый, и еще раз повторю,- все эти нюансы не влияют на реализацию намеченных мероприятий и создание холдинга позволит впредь исключить подобные факты злоупотреблений.

- Есть ли у завода планы по продаже «Лада-Сервиса», после того как завершится процесс объединения дилеров?
— В марте этого года советом директоров «Лада-Сервиса» была утверждена стратегия развития компании на ближайшие несколько лет, которая не предполагает поиска инвестора.

Беседовал Роман Малинин

Для справки:
Новиков Александр Валерьевич родился 25 февраля 1975 года в Тольятти.
Окончил с отличием Поволжскую академию Госслужбы по специальности «менеджмент».
После окончания вуза работал в управлении внешних экономических связей мэрии Тольятти. Затем занимал должности заместителя директора центра экономики, начальника управления корпоративного развития ОАО «АВТОВАЗ». С 1997года — вице-президент по корпоративному управлению ОАО «Лада-Сервис».

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up